О романтике монашества и уроках старца
Расскажем » Разное » О романтике монашества и уроках старца
Все интересное

О романтике монашества и уроках старца

Двенадцать лет архимандрит Марк (Быстриков) был   помощником всем известного старца Псково-Печерской обители   отца Нафанаила (Поспелова). С момента его кончины и по сей   день отец Марк несет послушание казначея Псково-Печерского   монастыря. 
О том, как и почему в безбожные 1970-е молодые   люди приходили к вере и выбирали монашеский путь, об   уроках отца Нафанаила – его рассказ, подготовленный   издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

   О приходе к вере 

   Всё наше детство проходило под красным знаменем, под   красной звездой.

Октябрята, пионеры, комсомольцы…   такая просто массированная пропаганда. Совершенно   безбожная. 

Какая-то пустыня. И это накладывало отпечаток   на всю нашу жизнь, на наших детей. 

   Пророк Амос говорил: пошлю на вас не голод хлеба и не   жажду воды, а голод слышания слова Божия (ср.: Ам. 8: 11).   И мы, детьми приняв благодать святаго Крещения, поначалу   ее как-то чувствовали, но потом она стала понемножечку   угасать, уходить, потому что в храм мы не ходили, не   исповедовались, не причащались. А душа-то наша истаивала   от этого голода по благодати Божией, она как бы нас   оставляла, ведь слово Божие, богопознание откуда было   взять, если не было проповедующего. О Боге ничего никто не   говорил. Этот голод я всегда подспудно ощущал. Я уважал   или благоговел перед теми людьми старшего поколения,   старой закалки, которые получили в семье хорошее   религиозное воспитание, у которых были отцы священники,   как отец Нафанаил. 

    Архимандрит Марк (Быстриков)Он с кровью впитал в себя вот этот вот религиозный дух,   который в нас уничтожили, вытравили буквально за какие-то   десятилетия. Конечно, где-то он подспудно все-таки   сохранялся. Я вспоминаю батюшку, вспоминаю, как он   рассказывал нам, что с 6 лет уже с выносной свечой выходил   на малый вход. У него отец был священник. Представляете,   какое благоговение, какой страх Божий впитал он с юных   пор?! И, пришедши в монастырь, он этот груз благодатный,   хороший принес сюда. А мы, пришедши в монастырь, принесли   все свои студенческие замашки, вольности, любовь к музыке,   развлечениям, хиппарство и всё такое. 

   Я, в общем-то, пришел из безбожного времени в монастырь с   таким вот укладом, и мне было довольно-таки нелегко и   необычно. Но я забегаю немножко вперед. 

   Меня крестили, конечно, в детстве, но годы шли, слова   Божия я не знал, в церковь не ходил. Но потом, по мере   возрастания, со мной случилась некая напасть, которая   подвигнула моих родителей меня к Церкви привлечь. 

   Знаете, все маленькие боятся темноты. Я сейчас говорю   детишкам: «А чего бояться? Ты же с Богом! Читай   “Отче наш”, 90-й псалом…» А я   страх как боялся темноты, темная комната для меня была   чем-то ужасным. Меня страх просто сковывал. Во сне   маленький какой-то гномик меня прямо выгоняет из комнаты,   меня страх сковывает, все шкафы танцуют, как бегемоты, как   крокодилы. И я не могу ничего сказать во сне. И вот всё   боюсь и боюсь… Ну, когда маленький боится, это   понятно, но я вырос, мне уже 12–13 лет. Я уже стал   бояться днем, меня что-то из комнаты выгоняет…   Вижу, за занавеской что-то там такое… «Ну,   – думаю, – у меня крыша, что ли,   поехала?» Я просто не мог уже отдыхать – так   боялся темноты. Ну и что делать-то?     
Родители к врачам с такими вопросами не пошли.

Знаете, в то советское время были бабули благочестивые, были везде,   в каждом подъезде. И у нас такая была, баба Лина. Ее все   боялись, кстати. Она добрая была, но как увидит нас,   комсомольцев, то как заорет во весь голос: «Ах,   анчихристы!» – антихристы, значит. Не боялась   ничего. И вот она сказала родителям: надо в храм идти,   исповедаться и причаститься. И эта бабуля благочестивая,   бывало, придет с помазывания, на лобике у нее елей, так   она меня этим елеем и помажет. Стал я в храм приходить. И   меня страх стал отпускать. Реально чувство было, как будто   у меня внутри солнышко засветилось. 

   Для взрослого-то человека ну что такого: боялся, потом   перестал бояться, просто ситуация изменилась. Но для меня,   ребенка, это было просто как гром среди ясного неба! Я   стал жить нормальной жизнью! Этот страх жуткий, которые   полностью подавлял и вообще не давал мне жить никакой   полноценной жизнью, потихонечку уходил. А солнышко   воссияло и в душе, и везде. Я ожил. Для меня это было   знамение Божие, такое, что я просто уверовал. Уверовал   через, с одной стороны, благодатные Таинства Исповеди и   Причащения, но было еще и другое. Отец всё-таки хранил   Библию своей бабули, старую такую, хотя потом отошел от   Церкви, от веры в Бога. И я это Евангелие просто взахлеб   стал читать. 

   И был потрясен! Сын Божий, воскресение… А боязнь   смерти? Страх темноты – это же подспудно –   страх смерти. Безысходность, абсолютный тупой такой мрак,   за которым ничего нет. Я мертвецов боялся, и если   похороны, то для меня это был стресс. И вот этот страх   ушел. И что интересно: я любил читать фантастику, Белов и   другие, увлекался этим, а когда почитал Евангелие…   Господи, это же лучше всякой фантастики! Уж какие чудеса,   что Господь творил!    

Так потихонечку, потихонечку, уже будучи в восьмом классе,   я стал ходить в храм, стал верующим человеком и стал   воцерковляться с помощью нашей благочестивой бабули.  

Добрая память бабе Лине! 

   А мой восьмой класс – это 1978 год. Мне было   довольно-таки страшно, я все-таки был трусоват. Во-первых,   если бы кто-то стуканул на меня, заложил, что я хожу в   храм, мне грозило бы многое… Я был не готов к   мученичеству, просто трусишка был. Едешь, бывало, на   троллейбусе в храм, дрожишь, боишься, что кто-нибудь   увидит, куда ты едешь; потом идешь к храму, смотришь, нет   ли кого… А как придешь в храм, встанешь у Казанской   иконы Божией Матери – все сразу отпускает, хорошо   так, легко! 

   Для меня это был такой подвиг маленький – заставить   себя прийти в храм через эти вот тернии и волчцы всех   взглядов перекрестных и всех страхов бесовских, что тебя   увидят и потом на ковер куда-то вызовут. И я каждый раз   шел, преодолевая этот страх, а потом в храме-то –   так уже тихо-спокойно. 

   И что меня поражало: из молодежи вообще никого не было. Я,   один-два человека – а город громадный, миллионный! 

   И представляете, я с 1978 года ходил в храм, отучился в   школе, отучился в университете – и за все это время   я ни разу – ни разу! – не поговорил со   священником. Все боялись. Только перед уходом в монастырь   поговорил. 

   Вот страх какой был. Кто-то скажет: выдумки это все,   ничего этакого не было. Но ведь как было… В   храме-то ты, молодой, – стоишь, и тебя сразу   заметно, видно, что ты парень 14–15 лет. Но батюшка   к тебе подойти не может: беседовать с молодежью, с детьми   тогда не разрешалось. 

Если будешь говорить, если, не дай   Бог, ребенок с батюшкой куда-то пойдет – все, сразу   стукнет кто-нибудь, и батюшку сразу могут с регистрации   снять. Я, уже будучи студентом, пришел брать благословение   у схиархимандрита Алипия – он сейчас архиепископ   Алипий на Украине, а тогда был архимандрит Алипий, нашего   Покровского храма настоятель, и он меня просил – а я   уже юноша, мне 25 лет: «Только никому не говори, что   ко мне приходил, не надо». Боялись. 

   Я это к чему рассказываю… Я черпал знания о   церковной жизни, о литургике, о богослужении из разных   источников, которые мне приходилось где-то как-то   доставать. Но все отрывками.

Например, я долгое время не   знал, что надо перед Литургией ходить на всенощную –   на вечернюю службу, что она есть вообще, что есть Таинство   елеопомазания. 

Господи, какое дремучее невежество было!   Единственное, что мы знали, – после 12 ночи нельзя   кушать. Только водички попить. И то: ой, Господи, забыл и   воды попил в час! Всё, козни бесовские, причащаться   нельзя! Даже мысли не было спросить как и что, сказать:   батюшка, простите меня. Причащаться – только на   пустой желудок. Что читать Правила ко Святому Причащению   надо, я тоже не знал. Покушаешь, телевизор   посмотришь… Потом идешь на исповедь и ко Причастию   – и всё. Тем более что общая исповедь была. Покроют   епитрахилью, разрешительную молитву прочитают…   Конвейер такой. Батюшка стоит, конвейер идет. Не было ни   собеседования, ни называния грехов. 

   Помнится с 15 лет, был у меня, так сказать, романтический   настрой такой. Это мы начитались книг. Мы уже начинали   читать. Слава Богу, были книги в самиздатовском варианте,   полуфотографически напечатанные. Они стоили очень дорого   – 30–50 рублей. По-моему, молитвослов мы   купили за 30 рублей. Притом что зарплата была у родителей   80 рублей. Представляете? 

Библия 300 рублей вообще стоила.   Но мы копили. Мы читали «Невидимую брань»,   авву Дорофея. Представляете? «Лествицу» я   прочитал в то время – как-то нашел ее. Это книги   очень возвышенные. Они в юношеской душе вызывают идеализм.   Не у всех, но меня это тронуло. Я думал: о-о! монашеская   жизнь, девство, целомудрие. Я находился на романтической   волне всё время. Хотя были разные искушения. Но нас   Господь хранил. 

   И на такой романтической волне мы подошли к тому времени,   когда надо было принимать решение – в брак вступать   или оставаться безбрачным. Хотя я для себя это решение уже   принял.

У меня был настрой прямо даже с 15 лет.

 Мне, как   только стал я ходить в храм, радикализм монашеской жизни   пришелся по душе. Это тоже «безумству храбрых поем   мы славу». Если бы знали, какие скорби ждут монаха,   если бы Господь это открыл, то никто не пошел бы в   монастырь! Так часто говорят, бывает. Бог, видимо,   попустил сохранить мне идеальный настрой. И я потихонечку   пришел тогда к отцу Алипию, настоятелю храма Покровского в   Воронеже, и говорю: 

   – Батюшка, не хочу в брак вступать, хочу в монастырь   пойти. 

   – Иди в Троице-Сергиеву Лавру, в семинарию   поступать, – отвечает он. 

   – Батюшка, я так устал учиться: 10 лет в школе, 5   лет в университете, 3 года учителем. А есть какой-то   просто монастырь? 

   – Нет. У нас вообще монастырей нет. 

   А я-то думал, что есть старцы, подвижники где-то.   Начитался. А где? 

   – Единственный монастырь, куда можно пойти, не   получая образования, это Псково-Печерский, – говорит   отец Алипий. – В Печорах. 

   Представляете, тогда ничего не было! Это 1985–1987   годы… 

   – Я тогда туда и пойду, чтобы мне отдохнуть от   умственной нагрузки, – отвечаю. 

   Отец Алипий меня благословил, написал письмецо отцу   Иоанну. Наш батюшка знал отца Иоанна (Крестьянкина)

   И вот я пришел в монастырь. Захожу в Михайловский храм:   монахи стоят, как свечки. Просто стоят и не двигаются. Я   думаю: «Ничего себе!» 

   Сейчас я привык, стоишь и стоишь. А тогда как гром среди   ясного неба. Это предстояние! Стоят такие черные. Я их со   спины вижу. У меня сразу мороз по коже. Это так   подействовало на меня, такая вот мелочь. Сейчас этого   внутри уже не чувствуешь, как тогда. 

   Меня отец Евлампий – у него глаза та-а-кие, вид   просто ангельский – спрашивает. 

   Я говорю: 

   – В монастырь пришел. 

   А он: 

   – У тебя паспорт есть, прописка есть? 

   Я говорю: 

   – Нет, я выписался в надежде, что…  

   – О-о, нет. Тебя никто без прописки не пустит. 

   Если бы у меня было рассуждение, я бы сказал так:   «Хорошо, отец! Пойду-ка я к благочинному отцу   Иринею, объясню ему всё…» 

   А у меня первое прелестно-идеальное такое состояние: вот   мне сказал монах – и все, ведь он же святой, я его   должен послушать. И я разворачиваюсь и уезжаю, как дурак,   простите за это выражение, прописываться опять, чтобы   приехать с пропиской, чтобы потом снова выписаться и   прописаться. 

На фоне этого депрессняка, тяготы, которая   меня душила внутри, я опять еду домой, выслушиваю нотации   моей мамаши, прописываюсь. И во второй раз приезжаю. Попал   к отцу Иринею. Благодушный, добрейший человек. Думаю про   себя: «Господи, и зачем я голову себе морочил, себя   мучил! Целый месяц, пока выписывался-прописывался. Пришел   бы сразу к нему…».   

А отец Евлампий своеобразный был. Можно было его   послушать, а пойти сразу к отцу Иринею. 

В общем, он меня   сразу в монастырь принял. 

   У меня груз с души сразу спал. Я стал трудиться в обители   на послушании, сначала общем, потом пошел в келарию,   посуду мыли. Кстати, пока я эти три месяца трудился, я так   себя ухандокал, просто убил. Я бегал, был крепко физически   развит, но я себя неразумно вел на послушании: с 7 часов,   а то и с 6 на кухне, потом без всякого перерыва, без   всякого отдыха стоял на всех службах… 

Я уже просто   падал, сознание стал терять. И меня благовременно перевели   в келейники к отцу Павлу, архимандриту, который тогда уже   был настоятелем, – у него я немножко отдохнул. Иначе   и не знаю, чем бы всё это закончилось. Но я там отдохнул.   

Хотя там свои, конечно, искушения от многолюдства и от   всего были. Но уже не было такого труда. И я уже, как бы   сказать, по воле послушания был вынужден иногда на службы   не ходить: когда какие-то приёмы были, еще что-то. 

Об отце Нафанаиле

И  вот стал я трудничать. Потом отец Павел облачил меня в подрясник. И я постепенно-потихонечку, после того как немножко келарю помогал, попал в помощники к отцу Нафанаилу. Я когда трудничал, то там, там послушания какие-то, и как-то смотрю на лавку около Успенского храма и думаю: ну, туда-то я точно не попаду. И через какое-то время попал прямо туда.

   Подзывает меня отец Павел, архимандрит: 

   – Мы хотим тебе дать ответственное послушание. 

   А у меня мысль: 

   – Наверно, отцу Нафанаилу помогать. 

   – Точно! А как ты узнал?.. 

   Не знаю, просто такая мысль пришла… 

   Я тогда уже был иеродиаконом.  

 Что интересно, старец Симеон предсказал: отец Нафанаил   умрет в 70 лет.

 В 1990 году ему как раз 70 лет   исполнялось, он 1920 года. На Рождество он просто упал,   рухнул. Все забегали: что мы будем делать без отца   Нафанаила?! он и туда ходил, и туда, он и в администрацию   в Пскове – у него там знакомые, и в банк, и с   документами. Надо срочно помощника молодого. Умрет, что   будем делать? Меня и поставили ему помогать. 

   А он, что интересно, после 1990 года еще 12 лет и даже   больше прожил – не сбылось прорицание старца   Симеона. Думаю, отец Симеон, это милость Божия, что ваше   прорицание не сбылось, потому что что бы я делал, если бы   не прошел 12-летнюю школу казначейства у старца Нафанаила.   12 лет бок о бок с «вредным» казначеем. Он был   действительно строгий. И мне пришлось его «армейскую   школу» пройти. Его отец так воспитывал в благочестии   крайнем, суровом. 

   Отец Нафанаил, слава Богу, здравствовал и трудился до   последнего своего вздоха, до последнего момента: он   последнее платежное поручение лежа подписывал. Одна из его   черт – самоотвержение до смерти. 

   Он трудился, как купленный раб, можно сказать, на своем   послушании, чувствовал гиперответственность. Он   перфекционист, как бы сейчас назвали его. Его, может быть,   это добивало в каком-то отношении. Он не мог себе поблажки   сделать или где-то чуть-чуть слабину дать. 

Совесть была   обостренная: надо сделать. Вот он медальончики Матери   Божией, маленькие, софринские, освящает, кладет на поднос   1000 или 500 и каждый переворачивает ликом кверху. Крестов   еще 5000. «Ну, кресты мы, отец Марк, не будем   переворачивать, мы их так освятим…» 

   Вот такая ответственность была, такая дотошность. И это   главная черта, какую я бы у отца Нафанаила подчеркнул:   самоотверженность крайняя в несении своего послушания. С   креста не сходят – с креста снимают. Этот труд до   самого последнего момента он нес. И меня научил такому же   честному, добросовестному, насколько у меня силы   позволяют, отношению к делу. 

   Он казначеем был с 1956 года. И когда экскурсию вели для   особого отдела и они узнали, что он так долго казначеем,   то говорят: «У нас так долго казначеи не   сидят» (он мне сам это рассказывал). А почему не   сидят? А ты будь честным, выполняй послушание игумена, не   воруй тупо, не присваивай себе деньги, блюди монастырские   интересы. Чтобы у тебя совесть была чиста к вещам, как   авва Дорофей говорит. И ты будешь всегда в почете и   уважении. 

   Простая вещь, которая требуется в казначейской службе,   – это нестяжание. И он, будучи облечен финансами,   сам жил очень скромно. Сошлюсь на отца Тихона   (Секретарева): если бы отец Нафанаил жил в IV веке, то он   был бы один из величайших подвижников. 

   Вот деталь: у него даже не было кровати, где бы он спал.   Заходит в келью, там приткнулся, там… Переобулся   – и как рухнет… Или отдыхает на ходу.   «Отец Марк, – говорит, – я могу дня три   без сна. Три дня можно, а потом тяжело». Когда он   уже засыпал, бывало, в праздник Успения, отец Гавриил   говорил: «Отпустите отца Нафанаила, пусть   отдохнет». 

    Он как таковой не был старцем, я бы осмелился так сказать,   в том плане, как мы понимаем старца: старец –   духовник. Он духовником не был. Он был старец монашеского   делания, монашеского устава, монашеского послушания,   монашеского распорядка. Он прекрасно знал свое место.   Казначей есть казначей. Духовник есть духовник. Я не могу   быть таким, как отец Иоанн, таким, как отец Адриан. У него   не было никаких чад: «будь моим духовником»   или еще как-то. Он очень трезво к себе относился. Даже   никогда не исповедовал. Да никогда. Не было. Он сам, живя   в монастырском русле, знал, что у нас есть прекрасные   духовники, к которым всегда можно пойти и свои нужды   духовные удовлетворить, всегда можно людей направить к   отцу Иоанну, отцу Адриану. И всегда можно было к ним зайти   помазаться, и всегда он очень уважал и почитал их мнение.  

   Пережив все давления советской власти, он настолько   сохранил этот уклад, что не мог отогреться теплом этой   «перестройки». Он всё подозревал какой-то   подвох: власть сменится, у нас всё опять отнимут… И   у него подспудно сохранялось это опасение. 

Хотя много чего   повидал, особенно когда были перипетии с отцом Алипием   – это целая большая история, «вазелиновое   дело», суд в Риге, бесконечные обыски, финансовые   проверки, дело «ладана»… Тогда чуть ли   не на Лубянку вызывали отца Алипия. Это очень большой   пласт. Все воспоминания об этом в принципе есть. 

А он всё   это рассказывал с юмором и улыбаясь немножко. Не говорил:   «Ой, как было тяжело, какие мы были мученики, как   трудно было». А он всегда с юмором… Я думаю:   «Да-а…» А он: 

   – Отец Марк, это я сейчас с юмором говорю. А тогда   было не до смеха. Но Господь нас сохранил. Я боялся? Да, я   боялся. Но я исполнил всю волю Божию. 

   Это он ссылался на Послания апостола Павла.

Он прекрасно знал Священное Писание, наизусть знал апостольские   послания. Цитировал очень близко к тексту из Священного   Писания. 

Он жил этим. Если что-то говорил, никогда не   говорил свои домыслы, всё на основании Писания и святых   отцов. Говорил, что если мы что-то домыслим, то это как   две лепты убогих вдовиц. 

    Пожелание молодежи 

   Я своим опытом маленьким и опытом отца Нафанаила убедился,   что самое главное – это терпение. Тебя довели уже до   предела? Потерпи маленечко. 

И у меня были такие случаи.   Потерпи чуть-чуть. Господь не даст искушение больше, чем   тебе можно понести. Поэтому все уходы из монастыря, все   искушения, помыслы, может быть, даже какие-то болезни   – это оттого, что у человека нет терпения. Надо до   конца терпеть, как отец Нафанаил. Не быть малодушным. Всё   будет хорошо. 

«Я пришел в монастырь, и я своей цели   достигну. Я останусь здесь в святой обители до конца   жизни. Я хочу, чтобы меня похоронили в   Печорах…» Всё пройдет. Не бойтесь. Господь   поможет. Враг страхованиями пугает, привидениями,   безысходностью, депрессняком, еще чем-то… –   всё пройдет. Терплю до конца. «Всё нормально»,   – улыбнулся и пошел вперед. Дороги назад нет, только   вперед. 

Сжав зубы, как наш дорогой старец отец Нафанаил. 

Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мультимедиа
Как кремируют человека?
18+
Маленькие коричневые жучки на подоконнике. Как избавиться?
ДОПОЛНЕНО
Чем отпугнуть бродячих собак? Какие средства помогают лучше?
ДОПОЛНЕНО
Характер человека по ногтям
Почему чешется кожа?